Уступить дорогу пешеходу при повороте

Уступить дорогу пешеходу при повороте

Добрый день, уважаемые автолюбители.

В этой статье мы рассмотрим две ситуации, в которых требования Правил дорожного движения толкуются неоднозначно или просто их выполнить невозможно. Речь пойдет о повороте транспортного средства на дорогу, по которой пешеходы осуществляют переход. Мнение что пешеходы на дороге всегда имеют преимущество ошибочно.

Об этом мы говорили в статье «Водитель и пешеход«. Но и не смотря на то что движению пешеходов на дороге в Правилах дорожного движения уделено достаточно внимания все равно встречаются неоднозначные моменты, не позволяющее четко выполнить их требования всем участникам дорожного движения.

Поворот на нерегулируемом перекрестке без пешеходного перехода

Первая реакция водителя — это пешеходам надо уступить дорогу. Да — это верно, но давайте разберем эту ситуацию по Правилам дорожного движения.

Требования к водителю

Действия водителя при совершении поворота на перекрестке описаны в п.13.1 Правил дорожного движения:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Действия просты и понятны, определение уступить дорогу есть в ПДД:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Водитель должен уступить дорогу пешеходам — это не оспаривается, но какие требования правил должен выполнить пешеход в данной ситуации?

Требования к пешеходу

Так как на перекрестке пешеходный переход отсутствует необходимо руководствоваться правилами перехода через проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода. Эта ситуация описана в п.4.5 ПДД:

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Согласно определению ПДД требования «Уступить дорогу» и «Не создавать помех» идентичны.

Таким образом, следуя ПДД, и водитель, и пешеход обязаны друг другу уступить дорогу. Как это возможно реализовать в реальной ситуации не понятно.

Поворот на нерегулируемом перекрестке с пешеходным переходом (не актуально с 29 ноября 2014 года)

В этой ситуации аналогично, на первый взгляд пешеходы имеют безусловное преимущество, но так ли это на самом деле?

Требования к пешеходу

Действия пешехода описаны в том же п.4.5 ПДД в первом абзаце:

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Как видите, преимущества у пешехода нет! Главное требование — это безопасность. Пешеход может знать, что водитель обязан ему уступить, но он должен убедится, что водитель это требование выполняет.

Требования к водителю

Обратите внимание на расположение пешеходов. Водитель руководствуется все тем же п.13.1 ПДД и должен уступить дорогу. Теперь вернемся к определению «Уступить дорогу»:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Теперь вопрос: «Можно ли повернуть перед пешеходами, если этот маневр не вынудит пешеходов изменить направление движения или скорость? Верный ответ — можно, требование уступить дорогу будет выполнено и нет необходимости ждать пока пешеходы передут встречную полосу и дойдут до вашей траектории движения.

Читайте также:  Калужская область код региона

Но, если бы не одно но, которое находится в п.14.1 ПДД:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Все бы хорошо, но данный пункт не описывает с какой стороны водитель приближается к пешеходному переходу, совершает он при этом маневр или нет. Обратите внимание, этот пункт не содержит требования уступить дорогу, а обязывает пропустить пешеходов вступивших на проезжую часть.

Рассматриваемый маневр для водителя регулируется двумя пунктами правил, один из которых разрешает завершить маневр, не создавая помех (п.13.1), другой запрещает (п.14.1).

Требования этих пунктов можно выполнить и одновременно, но при более-менее оживленном потоке пешеходов повернуть будет практически невозможно. Отметим, что пункт 14.1 описывает только нерегулируемые пешеходные переходы. Опять же не понятно в чем различие с точки зрения безопасности между регулируемым и не регулируемым пешеходном переходом при совершении поворота, если в данной ситуации необходимо применять п.14.1.

Это конечно не все ситуации, в которых возможно неоднозначное толкование Правил дорожного движения и мы обязательно вернемся к этой теме в одной из следующих статей.

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье серии "Пешеход глазами водителя" речь шла о том, почему не имеет смысла создавать ДТП с пешеходом и как лучше пропустить пешехода.

Сегодня рассмотрим несколько новых ситуаций с участием пешехода и водителя:

Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?

Довольно часто на дороге можно увидеть следующую ситуацию. Автомобили поворачивают налево на регулируемом перекрестке. При этом еще до того, как они завершили поворот, на перекрестке загорается зеленый сигнал пешеходного светофора. Поскольку пешеходу сразу же начинают идти по дороге, водители уступают им дорогу (как и должны сделать по правилам).

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

При этом есть несколько интересных моментов, которые водители зачастую упускают из виду.

Во-первых, при повороте водитель обязан уступить всем переходящим дорогу пешеходам. Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил. И если случится ДТП с пешеходом при повороте автомобиля, то водитель будет виноват в любом случае. Хотя в некотором случае будет вторым виновником будет и пешеход.

Во-вторых, водители должны уступать дорогу именно пешеходам. К сожалению, некоторые водители этого не понимают и своими действиями создают пробки.

Рассмотрим пример. Водитель поворачивает налево, при этом на пересекаемой дороге загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Ни одного пешехода на переходе нет. Но водитель ведь не лыком шит! Он ведь видит зеленый сигнал! Поэтому он дожидается, пока загорится красный пешеходный сигнал. Своим автомобилем он загораживает пересекаемую дорогу и не дает проехать другим автомобилям, образуется пробка.

Читайте также:  Как отмазаться от тахографа

Поэтому еще раз подчеркиваю, что пешеход — это человек, а не светофор. А пешеходный светофор предназначен только для пешеходов. Водитель вообще не должен на такой светофор обращать внимание, а уж тем более дожидаться его красного сигнала.

Приоритет пешеходов в жилой зоне

При движении во дворе или жилой зоне пешеход имеет преимущество перед автомобилями:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

В жилой зоне и при выезде из нее практически любой наезд на пешехода приведет к наказанию водителя.

Посадка пешеходов в общественный транспорт

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Посадка и высадка пешеходов — очередная ситуация, на которую следует обратить внимание. Ведь больше всего ДТП с участием пешеходов происходит именно на остановках общественного транспорта.

И это легко объяснимо. В современных городах львиная доля пешеходов идет на остановку или возвращается с нее. Но есть и еще один фактор, способствующий увеличению числа ДТП на остановках. В общественном транспорте на протяжении многих лет "крутили" очень любопытную аудиозапись. ". Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, а именно: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом. ". Многие пешеходы воспринимают это как призыв к действию и начинают переходить дорогу прямо на остановке.

Напомню, что пешеходы должны переходить дорогу по переходам (этот вопрос подробно рассмотрен в статье про пешеходные переходы). Тем не менее в некоторых регионах запись продолжает существовать, а многие пешеходы выполняют предложенные действия, т.е. выходят из транспортного средства и ломятся через дорогу.

Поэтому остановка — одно из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки может быть только остановка, совмещенная с пешеходным переходом.

На остановках маршрутных ТС нужно пропустить пешеходов идущих к или от транспорта со стороны дверей, а на остановках, совмещенных с переходами, нужно пропустить пешеходов, идущих в любых направлениях по переходу.

Посадка детей в специальный транспорт — особый случай. При этом нужно пропустить пешеходов, идущих к транспортному средству с любой стороны:

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Штрафы за непропущенных пешеходов

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

Создание помех для пешеходов — достаточно накладное дело, т.к. стоит это 1 500 — 2 500 рублей.

Читайте также:  Как правильно подключить сигнализацию

Тут недавно поворачиваю налево в свой спальный район. Поворачиваю в левый ряд (коих там три штуки в одну сторону). А по правому только начинает идти пешеход. И я без задней мысли проезжаю мимо него и еду дальше. Вдруг тормозит полицейский (со светящимся жезлом и 2 машины рядом стоит — не ДПС, а именно полиция).

— Такой то, такой то, документы.
-вот, а что То случилось?
— да вы наршушили пункт такой то такой то ПДД.
— это что?
— не пропустили пешехода
Я честно даже не врубаюсь какого пешехода я не пропустил:
— где?
— на пешеходном переходе в зоне действия знака. Пешеходу горел зеленый а вы его не пропустили.
— так до пешехода было еще метра 3, я ему даже не помешал
— (с улыбкой) ну вот начинается наша русская логика: а вот до него было далеко, а вот я ему не помешал. Водитель когда пешеход выходит на дорогу на зеленый свет, вы его обязаны пропустить?
— да
— а вы не пропустили, знаете какая за это ответственность?
— да, штраф 1000р.
— правильно, но я думаю вы все поняли и больше нарушать не будите?
— да
— держите документы, до свидания.
— счастливо.

Призел домой, рассказал домашним. Тесть говорит, что ты ничего не нарушил, читай ПДД.

Открываю ПДД:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Смотрим коап:
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, – влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот до одной тысячи рублей.

А что такое "уступить дорогу"?

Смотрим ПДД:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, если я не вынудил пешехода изменить направления или скорость, то ПДД я ни разу не нарушил.
Так ведь?

З.Ы. Я не побуждаю не пропускать пеших. Их НАДО пропускать. Я говорю о том, как не допустить развода со стороны недобросовесных сотрудников ГАИ

Кстати, возникло еще одно противоречее:
пункт 14.1 обязывает водителя снизить скорость или остановиться.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

А в Коапе по сути штраф за создание помехи пешеходу.
И за что в итоге можно получить штраф? За не снижение скорости и не остановку или создание помехи?

Ссылка на основную публикацию
Установка уплотнителей дверей приора
Всем привет!Вот и у меня руки дошли до уплотнителей :) Цель — снижение попадания грязи и пыли на пороги и...
Управление машиной лицом не вписанным в страховку
В жизни любого автомобилиста были ситуации, когда необходимо было сесть за руль чужой машины. К сожалению, не все знают последствия,...
Управление отоплением нива шевроле
С наступлением холодов важно, чтобы обогревался салон автомобиля, создавая комфортные условия для водителя и пассажиров. В статье рассматриваются случаи, когда...
Установка усилителя шевроле круз
Решил кинуть4-х канальный усилитель на 4 штатные колонки. И знаете я остался доволен. Далее в планах:ФРОНТ: DLS B6A или Morel...
Adblock detector